Рисование песком как стимулятор эмоционального и творческого развития детей дошкольного возраста

Мы живем во время постоянного стресса, который стал частью нашей жизни. Не  защищены от этого и дети. Они ограничены со стороны взрослых. Мы за них решаем, что можно, а что нельзя. Так, наверное,  и должно быть, ведь мы готовим их для жизни в обществе, где есть определенные правила. Это позиция взрослого. Но,  получается, что зачастую ребенок хранит в себе все переживания, не имеющие выход наружу. А всем известно, что невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе. Поэтому наряду с ограничениями и правилами должно быть место, где ребенок сможет позволить себе быть собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать. А для этого нужны определенные условия, средства обучения.

Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу?

Изостудия «Фантазия», руководителем которой  я являюсь,  и стала тем пространством, где ребенок может проявить себя. Свою работу мы начали именно с поиска таких средств. Изучив этот вопрос, мы пришли к выводу, что наиболее эффективным средством для этого является изобразительная деятельность в дошкольном учреждении. Причем рисование  различными  средствами: карандашом, кисточкой, песком. И если рисование карандашом и кисточкой привычны, то рисование песком – особенное. Хотелось бы немного подробней рассказать о нем. Рисование песком, песочная анимация - все это названия одного и того же занятия, это необычное искусство создания картин с помощью песка, это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов. Погрузившись в технологию создания такого рисунка, мы узнали, что картины,  созданные на песке нашими руками, являются отражением бессознательного. Они – как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу наши переживания, внутренние проблемы, мучающие конфликты. Обратившись к специалисту психологу, мы получили одобрительную рекомендацию по использованию метода песочной терапии. Совместно с психологом были разработаны планы занятий по этому направлению арт-терапии.

Мы активно начали осваивать соответствующее оборудование и технологию работы, дабы получить возможность передать способы рисования в доступной форме детям и добиться необходимого развивающего эффекта.

Занятия по рисованию песком мы начали проводить по подгруппам. Это способствует созданию благоприятного микроклимата и  доверительной атмосферы. Изначально мы знакомимся с основными приемами рисования на песке. Последующее рисование ограничивается только тематикой, а происходящее на экране полностью подвластно идеям юных фантазеров. 

На своих занятиях мы часто используем, как фон, спокойную, расслабляющую музыку, а демонстрация образцовой анимации сопровождается стихами соответствующей тематики, т.к. большое значение в работе с детьми имеет слово педагога, важно, чтобы ребенок не только видел картинку, но и слышал от руководителя обозначение. Такая форма подачи материала очень понравилась детям. Опыт работы дошкольников с этим материалом еще невелик, поэтому важно дать им возможность предварительно понаблюдать за предметом, чтобы увидеть и запомнить главное, характерное, выразительное.

В зимний период детям очень хотелось нарисовать рисунки, связанные с зимней природой.  Была проведена большая предварительная работа: беседы; спектакль «Зимняя сказка»; рассматривание репродукций картин И.Шишкина «Зима», И.Грабаря «Февральская лазурь»,  «Зимний пейзаж», А. Саврасова «Первый снег», К. Юона «Мартовское солнце», «Русская зима», В.Токарева «Зимушка-зима», К.Коровина «Зимой» [Приложение 2]. И нам было очень приятно увидеть результат своей работы. Дети самостоятельно, без подсказки, приняли решение сопровождать свой рисунок каким-то дополнительным средством художественной выразительности. Одни рассказывали сказку, другие пели, кто-то сопровождал свою анимацию стихами.  Чугунова Александра  вспомнила стихотворение  о зиме с Новогоднего утренника:

Я волшебница лесная.

Снегом елки укрываю,

Заметаю я поля,

Закрываю реки я.

Я дружу с морозом, с вьюгой.

И метель моя подруга.

Вы меня здесь ожидали?

Сюда в гости приглашали?

 А  Настя Рябоволова  сама сочила стих:

Ах, как топну я ногой,

Позову своих я слуг.

Ну-ка, елки, начинайте,

Новый год нам открывайте.

Тут метель вдруг подскочила

Все дороги побелила.

 Не оставила равнодушными песочная терапия и родителей. Всем известно, что большой эффект дает совместная работа дошкольного учреждения и семьи. Когда мы получили новое оборудование: столы и планшеты с подсветкой для песочной анимации, камеру и телевизор для проекции работ, белый песок для рисования и цветной для аппликаций, мы провели мастер-класс для родителей «Волшебный песок в руках ребенка», на котором познакомили их с нетрадиционным приемом рисования песком. Родители получили советы, как организовать занятия по рисованию в домашних условиях, как изготовить совместно с детьми дидактические игры и пособия по работе с песком. Совместно с родителями и детьми подготовительной группы был реализован проект «Папа, мама, я - рисующая семья» », результатом которой стала выставка творческих работ. 

Также воспитатели в течение месяца проводили опытно-экспериментальную работу с детьми «Почва, песок, глина», основной целью которой были: дать детям представления о свойствах песка и глины, как люди используют их. Все это позволило получить детям реальные представления о различных сторонах песка.

Занимаются рисованием  с младших групп. На вопрос: почему вам нравиться работать с песком малыши отвечают: он приятный на ощупь. Детям среднего возраста комфортно с ним  работать  потому, что детали изображения легко изменяются без использования ластика, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз. В старших группах мне ответили – он живой, на нем рождаются истории.

На своих занятиях мы не стремимся переделывать детей, не учим их поведенческим навыкам, а даем возможность быть самими собой. Мы стараемся сделать нашу изостудию особым местом,  где ребенок сможет ощутить себя защищенным и свободным в своих суждениях.

Данный подход к выполнению изображения развивает творческую активность, учит детей нестандартно мыслить, дает толчок к интеллектуальному развитию. Рисование песком развивает мелкую моторику, улучшает память, пластику движений, а также работу мозга. Детям нравится  рисование песком и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет места и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах.

Внедрив занятия в практику,  мы были  приятно удивлены. Количество детей, любящих рисовать перед началом работы, в группе из 25 человек составляло 40%, спустя три месяца их число увеличилось до 68%. Такие выводы мы сделали, исходя из бесед с ребятами и наблюдений воспитателей. Также невооруженным глазом  заметно, как  работа с песком успокаивает детей. Видно, что чувства и установки, которые дети  иногда боятся говорить открыто, они, ничего не опасаясь, проецируют  на песок. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет. В эти мгновения нам удается   увидеть истинные причины конфликтов и страхов. Наши наблюдения были подтверждены комплексным исследованием  педагога-психолога. Проанализировав  результаты наших наблюдений и психоэмоциональное состояние детей , он порекомендовал обратить большее внимание на некоторых малышей и построил для них план коррекционной работы. И в его реализации нам снова помогает песок. «Песочный опыт» проживания разных событий для наших воспитанников становится  жизненным опытом,  который они начинают активно использовать в реальной жизни. Дети неоднократно создают свой мир из песка – разрушают его – создают новый – и снова, и снова. Благодаря этим действиям, малыши избавляются от страха ошибок, неуверенности в своих силах. Проведя повторное исследование, психолог отметил положительную динамику в эмоциональном состоянии воспитанников. Рисование помогло уравновесить эмоциональное состояние детей.  На начало исследования в подготовительной группе мы выявили 7 гиперактивных детей, после проведенных занятий в течение месяца число этих детей снизилось до 5.  Специалист подтвердил актуальность использования этой арт-терапии. В песке как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает позитивными эмоциями.

Мы с уверенностью можем сказать, что после ряда занятий наши дети стали меньше огорчаться неудачам, они не боятся пробовать, изучать, осваивать. Мы видим, что «песочные занятия» позволяют детям быть раскованными, веселыми и воодушевленными. У них появилось желание отражать увиденное в своем творчестве,  они создают собственный мир, и делать им это бесконечно приятно. Нам открываются горящие глаза.  Наши воспитанники с большим желанием совершают увлекательное путешествие по песочной стране, где их, как обычно, ждут новые приключения и знакомства.

В результате проведенной работы в рамках  художественно-эстетической образовательной области и по формированию активности в творческой деятельности, мы пришли к выводу: выбранная нами методика и приемы рисования песком оказались эффективным и мощным средством эмоционального и творческого развития детей дошкольного возраста. Мы и дальше намерены продолжить работу в этом направлении.

Статья