Профессиональный конкурс в цифровом формате: новые возможности для педагога

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. Любое новшество представляет собой создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология же является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Значительную роль в осмыслении инновационных идей, в стимулировании активного новаторского поиска играет участие в профессиональных конкурсах.

Я неоднократно принимала участие в таких конкурсах, как, «Педагогический дебют», «Мои инновации в образовании». В феврале я стала победителем муниципального этапа конкурса «Воспитатель года – 2020».

И как положено победителю, была настроена защищать честь района на региональном уровне, но из-за ограничительных мероприятий в связи с угрозой коронавирусной инфекции я и все участники конкурса лишились этой возможности. Карантин, самоизоляция и неизвестность… апрель, май, июнь. В июне региональный этап возобновляется, но с большим НО – он проходит в дистанционном формате.

Первые мои эмоции – паника. В голове сразу много вопросов: как? что делать? это возможно? у меня получится? В апреле дистанционное обучение стало большой неожиданностью для нас для всех. Из-за введения режима самоизоляции традиционное образование вынуждено было перейти в онлайн-формат, который в той или иной степени продолжится и в новом учебном году.

Технологическая революция обещала в будущем перевести многие образовательные коммуникации в цифру, и вот это "прогрессивное будущее" наступило. Нам пришлось лавировать в процессе. Мы столкнулись с массой проблем. Не у всех педагогов были необходимые навыки по созданию цифрового материала и далеко не у всех получалось работать на камеру. Конечно, мы реалисты и понимаем, что «Цифровые технологии» - это лишь «инструмент» для педагога, и без педагогического опыта ни одна «технология» работать не будет. И все же пандемия поставила нас в такие условия, что опыт будет недейственен без использования IT-технологий: чем выше компьютерная грамотность педагога, тем эффективнее его профессиональная деятельность и взаимодействие с коллегами, родителями, детьми.

Если взаимодействие с семьями воспитанников за 3 месяца мне удалось наладить, то, что делать с конкурсом, с мастер-классом, с мероприятием с детьми, - было непонятно. Главной задачей стала для меня не просто демонстрация своего опыта работы, но и переформатирование его в дистанционный формат.

Региональный этап конкурса проходит в 4 тура: 1 заочный и 3 очных. Заочные задания особого затруднения не вызвали. «Интернет-портфолио» сегодня есть у каждого педагога: это либо мини-блог на сайте учреждения, либо собственный сайт.

 Важный вывод, который я для себя сделала, участвуя в конкурсе, – построить для себя четкий план, создать свой чек-лист со сроками, разбив сложные задачи на блоки, тем самым упростив их. И как же приятно ставить заветные галочки, когда дело сделано. Сайт готов. Начало положено. Уже не так страшно.

Безусловно, дистанционный формат предполагает работу на онлайн-платформе. Поэтому одним из первых пунктов в моем чек-листе – изучение мессенджера. Не достаточно просто знать программу, нужно постоянно в ней работать, изучать новые возможности, оттачивать имеющиеся навыки. Любое приложение постоянно обновляется, разработчики стараются усовершенствовать его в соответствии с новыми тенденциями, поэтому зачастую даже в хорошо знакомых программах можно найти неизвестные опции.

Наша репетиционная комната в Zoom работала сутками: с 8:00 утра до 9:00 вечера. Мы снова и снова отрабатывали механизмы переключения, рассматривали все внештатные ситуации, старались проиграть пути выхода из них. Конечно, мы не супермены. Мы не можем знать, как работает технология, техника, мы не сможем повлиять на браузер, если вдруг вебинар остановится. Но в любом случае мы должны быть к этому готовы и механизмы переключения должны быть доведены до автоматизма.

Что бы соответствовать новейшим технологическим тенденциям, я убеждена: необходимо сотрудничать с технически продвинутыми коллегами, вступать в сообщества педагогов, не стесняться обсуждать технические и технологические проблемы.

Я нашла для себя много полезного на дидактор.ру: конструкторы для дидактических, интерактивных игр, быстрых онлайн презентаций; конструкторы простейших веб-страниц, не требующие создания аккаунтов и навыков сайтостроительства.

В сотрудничестве — сила! Давайте обменивайться ресурсами, идеям, полезными ссылками.

Одним из самых сложных испытаний дистанционного формата, на мой взгляд, является мастер-класс. Он сложен в плане организации, подготовки и взаимодействия. Все участники твоей фокус-группы сидят по ту сторону экрана, у тебя нет возможности предоставить необходимый материал и получить качественную обратную связь.

Для начала я минимизировала расходный материал, а большую его часть перевела в цифровой формат. Цифровизация рабочего материала вызвала наибольшее затруднение, так как изначально я предполагала, что моя тема «Лего-конструирование и робототехника» предусматривает только работу вживую. Перевести материал в цифровой формат и наладить совместную работу участников с ним мне удалось при помощи презентации power point и передачи управления мышкой в совместном использовании демонстрации экрана Zoom. Сейчас бы я рассмотрела использование онлайн-доски Miro или Padlet как виртуального аналога интерактивной доски.

Итак, мои рекомендации: сосредоточьтесь на позитивных аспектах технологии, используйте оборудование по максимуму. Уровень развития техники позволяет показывать ход мастер-класса с разных сторон: можно подключить несколько камер, использовать документ-камеру, заготовленные видеоролики.

Также дистанционный формат дает новые возможности для рефлексии. В видеоконференциях можно общаться в чатах, оставлять комментарии на слайдах при демонстрации экрана, параллельно можно общаться в мессенджерах.

Находкой для меня стали онлайн-опросники, которые в реальном времени обрабатывают полученную информацию и сразу же дают процентное соотношение, что позволяет педагогу на месте получить статистические данные и оценить эффективность мастер-класса.

Ничто не дается легко: чтобы достичь результата, придется не один час провести за работой. Мне не раз приходилось все переделывать, менять. Если заглянуть в мою почту, то можно увидеть следующие файлы: «Мастер-класс. Черновик», «Мастер класс», «Новый мастер-класс», «Переделанный мастер-класс», «Последний мастер-класс», который был далеко не последним.

Мои составляющие качественной работы:

  • Прикладывать максимум усилий.
  • Заручиться поддержкой.

Очень важно, участвуя в профессиональных конкурсах, иметь опору. Спасибо моим наставникам, которые всегда были на связи, направляли и вселяли надежду. Чем больше поддержки, тем больше приобретаешь уверенности.

  • Акцентировать внимание на положительных аспектах технологии.

Рассмотрите преимущества информационной технологии. Подумайте, как она может облегчить вашу работу.

  • Быть активным в получении новых знаний.

Будьте активны в поиске изменений. Знакомьтесь с новым, изучайте его. Не ждите, пока на вас это обрушится. Наблюдайте за тем, что происходит в мире образовательных технологий.

  • Внедрять новое в практику.

Я одна из первопроходцев. Для меня участие в профессиональном конкурсе такого формата – уникальный опыт. Это толчок к дальнейшему профессиональному росту, открытию в себе глубин творческого потенциала, возможность поделиться собственными ценными находками и достижениями в области профессионального мастерства, установка новых контактов с интересными людьми.

Цифровизация расширяет границы, открывает огромные возможности. Мы вступили на дорогу больших перемен нужно не боятся, пробовать новые технологии, формы и приемы.

На сегодняшний день роль педагога со знанием цифровых технологий очень велика. Педагог растет и шагает в ногу со временем, повышая свой профессионализм, а цифровые технологии – это лишь инструмент в его руках, которым он должен владеть в совершенстве.

Подводя итог, я могу с уверенностью сказать, что наш цифровой опыт невелик и требует доработок, но он становится все более востребованным даже после окончания режима самоизоляции, а результаты его внедрения будут проявляться еще не одно десятилетие.

В настоящее время мы задействуем лишь малую часть потенциала цифрового пространства. Наши дети принадлежат новому миру гаджетов, а нам необходимо его изучать, расширять свои возможности.

Цифровое будущее уже здесь, оно меняет жизнь каждого человека: и большого, и маленького!