Использование метода фокальных объектов (МФО) в развитии связной речи детей дошкольного возраста

В своей практике мы рассматриваем метод МФО как технологию развития речи детейразработанные на основе ТРИЗ и РТВ.

Авторы: Н. Н. Хоменко, Т. А. Сидорчук

ТРИЗ — «теория решения изобретательских задач. Наука о том, как решать проблемы». Возникла она в нашей стране в 40-е годы. Автор ТРИЗ — Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998, советский (а позднее — российский) инженер-изобретатель, писатель-фантаст.

РТВ-«развитие творческого воображения». один из курсов, которые преподаются в процессе обучения ТРИЗ.

Главное кредо тризовцев:

«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта» (Г. С. Альтшуллер)

Методы и приемы технологии ТРИЗ

— метод фокальных объектов;

— «тайна двойного» или выявление противоречивости в объекте;

— решение сказочных задач и придумывание новых сказок;

— «метод маленьких человечков» и др.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны развитие речи, поисковой активности, стремления к новизне и творческого воображения.

МФО (метод фокальных объектов) является одним из основных методов ТРИЗ, используемых в работе с детьми дошкольного возраста.

В первоначальном виде этот метод стал известен как «метод каталога». Впервые он был предложен в 1926 году немецким профессором Ф. Кунце, а в 50-ые годы ХХ века усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом, где впервые был использован термин «фокальные объекты».

В чем он заключается?

Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств, других, случайно выбранных объектов. Его еще называют «методом случайных объектов».

Цель: развития у детей дошкольного возраста (3-7 лет) речи, ассоциативного мышления, воображения, фантазии.

Задачи данного метода:

- придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта;

- познакомить детей с чем-то новым или закрепить ране полученные знания, рассматривая предмет с необычной стороны;

- составить рассказ или сказку о рассматриваемом объект используя найденные определения;

- проанализировать художественное произведение или картину

Суть метода - перенос признаков одного или несколько предметов на выбранный нами объект.

Рассмотрим пример.

Задания на совместимости

Цель: совмещать несовместимое. Способствовать развитию изобретательских идей.

 1

Автобус

Ароматный

2

Барабан

Беспрерывный

3

Бетон

Воздушный

4

Веревка

Жидкий

5

Гвоздь

Круглый

6

Куб

Ледяной

7

Газета

Изменчивый

8

Колесо

Липкий

9

Комбайн

Нитевидный

10

Конверт

Парящий

11

Огонь

Прессованный

12

Остров

Раздвижной

13

Расческа

Сгущенный

14

Телевизор

Шарообразный

Особенности применения МФО

  • Использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты и др.
  • Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.
  • При выборе свойств следует избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д., т.к. они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания.
  • Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет ИНОГДА.
  • При генерации новых идей на основе полученных словосочетаний важно развивать цепочки ассоциаций, давать несколько вариантов ответов на вопросы: "Что ЭТО может быть?", "Где ЭТО можно использовать?". Вопрос "Кому ЭТО надо?"

Пошаговая реализация методики

Цель: выбор объекта и цели его усовершенствования

1 шаг

Выбираем фокальный объект.

2 шаг

Выбираем любые случайные объекты.

3 шаг

У случайных объектов находим и выписываем максимум их свойств, характеристик и функций.

4 шаг

Необходимо совместить фокальный объект с выписанными параметрами случайных объектов, соединив их в читаемое словосочетание.

5 шаг

Необходимо раскрепостить воображение и дать волю своей фантазии.

Это самый творческий этап МФО. Необходимо не только представить себе получившийся объект, но и подобрать ему новое применение и творчески подойти к рассмотрению КАЖДОГО получившегося сочетания.

6 шаг

Необходимо выписать наиболее интересные идеи решения обновленного продукта, прошедшие «испытание тремя вопросами» и являются уникальными.

Методические  рекомендации  по  построению  системы  МФО

При внедрении МФО в образовательный процесс педагогу рекомендуется фиксировать(быстро  записывать)  признаки  и свойства  объектов,  

называемые  детьми.

  Изображения  объектов, находящихся    в  фокусе не  показываются. Педагог  демонстрирует  уверенность  в  том,что  объект  с  необычным признаком  может  существовать  в  реальной  жизни;эмоционально реагирует  на парадоксальные  сочетания (изображает  удивление, восторг  и  т.п.)

  При  обсуждении  педагог  исключает  типичные  признаки  объектов

  • размер - в значении «большой-маленький»;
  • форма-в  значении «круглый-квадратный»;
  • цвет- в  значении «белый-черный»;  
  • такие определения, как «красивый-некрасивый»

  Детям  среднего  возраста предлагается перечислить признаки одного объекта, поочередно  рассмотреть  их  применительно к фокальному объекту, обсудить  получившиеся  сочетания.

   Дети  старшего  возраста  могут  использовать  свойства  объектов. По  итогам обсуждения организуется  продуктивная  деятельность. 

Игры с использованием методики фокального объекта

Существуют различные игры по методике МФО: от простых, где нужно постараться объединить свойства разных объектов и нарисовать что получилось , до более сложных игр – нужно не просто придумать новое животное и назвать его, но и описать где оно живёт, что ест, кто у него родители и т.д.

ИГРЫ по методике МФО