Логопед

К пяти годам речь ребенка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, четко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат. Необходимо помнить, что наличие у ребенка выраженных нарушений речи обычно сказывается на всем его психическом развитии. С целью создания равных стартовых возможностей в начале обучения детей в школе в штатное расписание ДОУ, реализующих программы дошкольного образования, вводится должность учителя-логопеда. Детям предоставляется возможность получить логопедическую помощь в собственном учреждении.

 Для организации работы логопедического пункта в МКДОУ № 8 общеразвивающего вида г.Россоши выделено помещение площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам, которое соответствующим образом оборудовано: мебель, соответствующая возрасту детей, настенное и индивидуальные зеркала, настольные игры, игрушки, учебно-методические пособия.

 Целью работы учителя-логопеда в дошкольном учреждении является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 5  до 7 лет. В логопедическую работу включаются в первую очередь дети подготовительной и старшей групп.

 Основные задачи:

1. Формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи.

2. Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения.

3. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития.

4. Привитие детям навыков коммуникативного общения.

 5. Решение задач социального и речевого развития.

6. Организация работы педагогов образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, по формированию речевого развития детей.

 При работе с детьми используются следующие программы и технологии:

- Программы и технологии Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием»;

- Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В. «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием»;

 - Каше Г.А. «Исправление речи у дошкольников», «Подготовка к школе детей с недостатками речи»;

- Т.А.Ткаченко «Формирование лексико-грамматических представлений», «Составление описательного рассказа»; «Формирование фонематического слуха и восприятия», «Формирование навыков звукового анализа и синтеза»;

- Ефименковой Л.Н. «Формирование речи у дошкольников»;

- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивид. – подгруп. работа по коррекции звукопроизношения», «Индивидуальные рабочие тетради» (на звуки с,сь,з,зь,ц,ч,щ,л,ль,р,рь);

- О.Н. Новиковская «Скороговорки и чистоговорки для развития речи»;

- В.И.Селеверстова «Речевые игры»;

- Фомичева М.В. «Воспитание правильного произношения».

- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Развитие связной речи»: Осень, Зима, Весна, Лето, Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна; Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу;

- И.А.Смирнова «Логопедические альбомы для обследования звукопроизношения, лексико-грамматического строя и связной речи»;

- О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» и другие авторские методики.

 Основные направления работы:

Обследование детей подготовительной, старшей и средней групп;

Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий по устранению речевых нарушений у детей;

Осуществление логопедического контроля за речевым развитием детей и подготовкой их к обучению в школе;

Осуществление взаимосвязи с воспитателями, педагогом-психологом, педагогами дополнительного образования, инструктором по ФИЗО, музыкальным руководителем и другими специалистами ДОУ;

Пропаганда логопедических занятий среди сотрудников, родителей:

а) проведение консультаций для родителей

 б) консультации для воспитателей.

 Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. 

 Учитель-логопед работает на 0,5 ставки - 2 дня в неделю (общее количество часов работы -10). Работа учителя-логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ. Продолжительность занятий 15 – 20 мин., что соответствует физиологическим особенностям данного возраста.  Общая продолжительность логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей детей и имеющегося вида речевого нарушения.

 Направления работы учителя-логопеда по коррекции речи:

1. Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия. Формирование операций семантического, слогового, фонемного и звукобуквенного анализа.

 2. Формирование полноценных произносительных навыков.

3. Группировка словаря в семантических полях (на этапе автоматизации, дифференциации звуков и введения их в речь).

4. Формирование операций морфемного анализа и синтеза при словообразовании и словоизменении;

5. Закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

6. Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков.

7. Работа над связной речью в процессе введения автоматизированного звука в речь.

8. Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях.

 Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда и специалистов ДОУ (воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и специалиста по изобразительной деятельности, медицинских работников). Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями ДОУ, принимает участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.  

Мониторинг

Уровень сформированности у детей речевого навыка отражается в мониторинге образовательного процесса. Мониторинг проводится 2 раза в год в сентябре и в марте. На основании показателей сентябрьского мониторинга выстраивается индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка. В январе проводится экспресс-обследование детей. Динамика заносится в речевые карты. В конце учебного года в речевой карте ребенка фиксируются результаты коррекционной работы.

  В конце учебного года логопед обследует детей других групп (младшей, средней, старшей). Это необходимо для того, что бы заранее определить нагрузку на следующий учебный год. А также выявить детей с задержкой речевого развития, дизартрией, детей с ОНР или заиканием. Если у ребенка обнаружены перечисленные нарушения, необходимо провести разъяснительную работу с родителями и настроить их на перевод ребенка в специализированное образовательное учреждение.

 В итоге проведенной логопедической работы дети должны научиться:

1. Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

2. Четко дифференцировать все изученные звуки;

3. Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

4. Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

5. Производить элементарный звуковой анализ и синтез;

6. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;

7. Овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.

Часы приема родителей: Четверг   16.00- 17.00